Товароведение как научная дисциплина. Основы товароведения

Лекция №1

Термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «веде­ние». Последнее слово произошло от санскритского veda (веды), что означает «знание», следовательно, товароведение — это зна­ние о товарах.

Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Спра­вочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

Начало современному пониманию товароведения положено К. Марксом, который писал: «Потребительные стоимости това­ров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».

В настоящее время М.А. Николаевой (1999г) предложено более широкое определение:

Товароведение — это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.


Под потребительной стоимостью понимается способность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность. Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Например, потребность человека быть здоровым удов­летворяется различными способами: можно отказаться от вред­ных привычек (курение, употребление алкоголя и др.), бегать по утрам или принимать витамины, т. е. вести здоровый образ жизни. Однако когда человек заболевает, удовлетворить потребность в здоровье можно только с помощью врачебного вмешательства, лечебных процедур и лекарственных средств.

Дисциплина «товаро­ведение» изучает потребительные свойства товаров, их классифи­кацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обусловлива­ющие качество товаров, контроль и оценку качества, закономер­ности формирования ассортимента и его структуру, условия хра­нения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.

Учебная дисциплина «товароведение» включает два раздела — общее и частноетовароведение.

В общем товароведениирассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.

В частном товароведенииизучается обобщенная и систематизи­рованная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и пер­спективы развития конкретного рынка.

В системе здравоохранения частное товароведение подразделя­ется на медицинское и фармацевтическое.

Медицинское товароведениеизучает потребительские свойст­ва медицинских товаров, т.е. свойства, которыми должен обла­дать тот или иной товар, применяемый в медицине, чтобы соот­ветствовать своему назначению в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудо­вание).

Фармацевтическое товароведение-эта дисциплина занимается изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также то­вароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.

Как видно из приведенного определения, предметом фарма­цевтического товароведения, как науки и учебной дисциплины, является потребительская стоимость товаров аптечного ассорти­мента.

Товароведение связано с фундаментальными дисциплинами - физикой, химией, биологией, микробиологией - знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительных свойств товаров, их изменений при производстве и хранении. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для организации и экономики фармации, фармацевтической химии, технологии лекарств, фармакогнозии.

Цель товароведения - изучение ос­новополагающих характеристик товара, составляющих его потре­бительную стоимость, а также их изменений на всех этапах това­родвижения.

Задачи фармацевтического товароведения:

-определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость изучаемых товаров;

-систематизация множества товаров путем рационального при­менения методов классификации и кодирования;

-обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов.

К основным категориям товароведения относятся категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческо­го анализа и экспертизы.

Продукция — это материальный или нематериальный результат дея­тельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенци­альных потребностей.

Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности).

В соответствии с ГОСТом в торговле товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и пере­ходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Лекарственные средства — вещества, применяемые для профилакти­ки, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, по­лученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений и минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для про­изводства и изготовления лекарственных средств.

Лекарственные препараты — дозированные лекарственные средства, готовые к применению.

На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товаров ап­течного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализу­емых через розничные и оптовые аптечные организации . В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные пре­параты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения.

Гомеопатические лекарственные средства— одно- или многокомпо­нентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных со­единений, производящиеся по специальной технологии и предназначен­ные для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм.

Изделия медицинского назначения— это зарегистрированные в установ­ленном законодательством порядке медицинские приборы, вспомогатель­ные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.

Это товары основного ассортимента, которые традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязатель­ного ассортимента жизненно необходимых и важнейших ЛС, пре­паратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Боль­шая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фарма­цевтическими.

В связи с расширением товарной номенклатуры, в аптечных организациях появилось значительное число продукции дополни­тельного ассортимента, или парафармацевтических товаров.

Парафармацевтические товары— товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие ЛС и ИМН, предназначенные для профи­лактики и лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела.

В нашей стране в настоящее время нет четкого представления о том, что следует считать парафармацевтическим товаром. Толко­вание этого термина колеблется от наборов реагентов для радио­иммунологического анализа, используемых в медицинской прак­тике для диагностических целей, до перечней групп товаров, ко­торые могут реализовываться из фармацевтических организаций, включающих все, кроме ЛС. Обобщив различные мнения по дан­ному вопросу и практический опыт аптечных организаций, счи­таем, что к парафармацевтическим следует относить товары, от­пускаемые населению для ухода за различными частями тела, личной гигиены, профилактики заболеваний, поддержания здо­рового образа жизни и некоторые другие.

Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, ко­торые, в основном, реализуются лечебно-профилактическим уч­реждениям, НИИ, другим предприятиям или частным предпри­нимателям, занимающимся медицинской деятельностью, выде­лены в отдельную группу — другие товары.

Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуслав­ливающими его способность удовлетворять конкретные потреб­ности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские свойства делятся на ряд категорий: социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потре­бителю), функциональные (терапевтическая эффективность, ши­рота, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта), эргометрические (гигиенические, антропометрические, физиологические, психо­логические), эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки), свойства безопасности (побочные действия, проти­вопоказания).

Другие ИМН
Эффективность лекарственного средства— характеристика степени по­ложительного влияния лекарственного средства на течение болезни.

ТОВАРЫ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА
Безопасность лекарственных средств— характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и риска причинения вреда здоровью.


ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ (ОСНОВНОГО АССОРТИМЕНТА)
ПАРАФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА)
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В том числе гомеопатические
ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Косметические товары
Санитарно-гигиенические средства
Минеральные воды
Диетическое и детское питание
Изделия очковой оптики
Справочно-просветительская литература
Продукты и пищевые добавки лечебного и профилактического назначения
Предметы и средства для обеспечения здорового образа жизни
Перевязочные средства
ДРУГИЕ ГРУППЫ
Медицинские приборы и инструменты
Посуда для медицинских целей
Реактивы и диагностические средства
Стоматологические и зубопротезные приборы, инструменты и материалы
Прочие
Предметы ухода за больными
По рецептам
Без рецепта



3056037257395306.html
3056090567248377.html
    PR.RU™