Модуль как часть конструкции

Эта тема содержит два самостоятельных направления. Первое – это разработка моделей из двух и более модулей. Условно это направление можно назвать многомодульной системой. Модули, в данном случае, становятся равнозначными элементами формы. Они могут быть одной формы и одного размера, а могут и отличаться. Суть второго направления заключается в комбинации традиционной конструкции, часть которой решена с использованием одного и более модулей. В этом случае модуль (или модули) носят характер акцента формы, ее обострения и новизны. Это направление можно назвать «Модуль как часть костюма».

Многомодульная система

В отличие от работы с одним модулем, многомодульная система позволяет более свободно манипулировать с тканью, ведь из нескольких деталей гораздо проще выполнить объемную, криволинейную форму, чем из одной.

Рассмотрим варианты моделей поясных изделий, выполненных на основе модулей простой формы – квадратов.

Вариант 1

Используем 12 одинаковых по размеру модулей квадратной формы. Сшиваем их между собой по определенной схеме (рис.80). В результате получаем юбку непривычной, мягкой, наполненной формы. Меняя параметры модульных кусков, получаем дополнительные версии данного ключевого решения. Модельный ряд может быть расширен и за счет использования тканей с различными свойствами, а также тканей с геометрическим рисунком. Рисунок, расположенный под разными углами на модулях, может дать неожиданный эффект.

а

б в

Рис. 80. Модель юбки: а – схема конструкции, б, в - макет

Вариант 2

Используем 11 одинаковых по размеру модулей квадратной формы. Сшиваем их между собой по определенной схеме (рис. 81). В результате, получаем объемные брюки нестандартной формы, напоминающие шаровары. Модельный ряд может быть расширен аналогично варианту 1.

а б в

Рис. 81. Модель брюк: а – схема конструкции; б – вид сбоку, в – вид на демонстраторе

Вариант 3

Возьмем в качестве модуля круги одинакового размера. Последовательно соединяя их в определенном порядке, получаем юбку баллонообразной формы, совершенно удивительного, необычного рельефа поверхности (рис. 82).

а б в

г д е

Рис. 82. Модель юбки: а, б, в, г, д – последовательность соединения модулей,

е – вид на демонстраторе

Одним из аналогов, прототипов многомодульной системы можно назвать клиньевую конструкцию поясных и некоторых плечевых изделий. Взяв за основу принцип получения формы из клиньев, попробуем изменить их самих.

Вариант 4

Изменим стандартную форму клина юбки, придав его сторонам плавный, волнообразный вид (рис. 83). Соединив клинья, получим неровную, волнистую поверхность формы. Самое главное – точно выверить высоту изгиба волны, чтобы юбка, при всей ее необычности, воспринималась юбкой. Швы, соединяющие клинья, могут быть как традиционными, так и наружу. Так как изгиб волны имеет радиальную форму, то вероятность осыпаемости ткани очень мала. В зависимости от толщины и степени драпируемости ткани, волнообразная структура поверхности может восприниматься четко или приобретать пузыристый характер.

Рис. 83. Конфигурация клиньев юбки

Вариант 5

Другой вариант видоизмененного клина. Изменим не только стандартную форму клина юбки, но и его направление относительно вертикали. Найдем форму клина, имеющего сложную фигурную форму, направленную не вертикально, а по диагонали (рис. 84). При сшивании деталей получим форму с выраженным спиралеобразным ритмом и движением. Для усиления эффекта кручения можно сделать дополнительный припуск к одной из сторон клина, который при соединении деталей образует мягкую, негустую оборку.

Рис. 84. Конфигурация клиньев юбки

Вариант 6

Изменим соотношение длин сторон клина. При сшивании клиньев оставшаяся длина большей стороны прикрепляется к низу следующего клина (рис. 85). Получаем юбку баллон, но облегченного варианта, без нижнего, фиксирующего слоя.

Рис. 85. Конфигурация клиньев юбки

Вариант 7

Используем от 6 и более одинаковых по размеру модулей в форме полукругов. Сшиваем их между собой как клинья по определенной схеме. Оставшиеся припуски образуют красивую форму, напоминающие форму кокилье, вдоль каждого шва (рис. 86). Швы могут быть выполнены до низа, а могут и не доходить до него. В результате получится еще более динамичная форма. Данная модель не только выразительна по форме, имеет воздушную, рельефную поверхность, но и очень рациональна с точки зрения обработки. Модули-клинья такой конструкции не требуют обработки на краеобметочной машине, так как припусков, в традиционном виде, в такой юбке нет. С изнанки вообще нет ни одного видимого соединительного шва, кроме обработки линии талии.

Рис. 86. Конфигурация клиньев юбки

Частным и очень интересным случаем многомодульной системы является разработка моделей на основе складчатых структур. В ходе многочисленных экспериментов было найдено ключевое решение, которое позволило выполнять складки любого объема, добиваясь необходимого силуэта изделия. Возможно, сразу не понятно, о чем идет речь. Однако, если мы вспомним, как выглядит конструкция юбки в обычную равномерную складку, то поймем, что большого разнообразия, в данном случае, добиться нельзя. Предлагаемый способ выполнять складки по-другому позволяет существенно расширить модельный ряд. На рис. 87 представлена схема одного из ключевых решений складчатой поверхности. В данном случае мы не только варьируем количество и глубину складок, но можем экспериментировать с тканями, совмещая в одном изделии разный цвет, фактуру, толщину и т.д.

Рис. 87. Схема конструкции складок

Еще один интересный вариант складок. В основе этого варианта лежит традиционная структура равномерных складок. Однако эти складки набираются из отдельных модулей прямоугольной формы, одна сторона которых имеет небольшое расширение кверху. Когда все детали сшиваются, получается вроде бы юбка в классическую складку. Но это не так. На самом деле, форма юбки получается как бы «надувшейся», складки чуть-чуть приоткрываются, внося нюансное, но заметное изменение в качество формы (рис. 88).

Рис. 88. Модель юбки в складку

Задание

Выполнить макеты моделей, используя многомодульную систему. Модель 1 – поясное изделие из модулей одинаковой или разной величины, но одной формы. Модель 2 – юбка, частично или полностью, выполненная на основе складчатых структур. Разработать ключевое решение. Продумать технологические приемы, предложить элементы и детали, усиливающие стилистику моделей.

Модуль как часть костюма

Современный костюм строится на нюансах. В прошлом столетии сложились и утвердились основные покрои мужской и женской одежды, которые максимально соответствуют тому ритму, стилю, образу жизни, который характерен для современного общества. От дизайнера требуется умение использовать традиционный крой как исходный материал для свободных манипуляций с конструктивными линиями, формой, пропорциями, деталями и элементами костюма. Все большее внимание в проектировании костюма уделяется так называемым дизайнерским элементам. Оригинальной формы и конструкции карманы, воротники, манжеты, застежки, неожиданное решение низа изделия делает такую одежду очень привлекательной и востребованной.

Одним из интересных, но более сложных направлений является преобразование традиционных деталей конструкции. Меняя параметры деталей, упрощая их до вида простых геометрических фигур, или, наоборот, усложняя, получаем силуэтные формы более интересных пропорций и пластики. Формообразующие линии приобретают новую кривизну и направление.

Рассмотрим примеры, которые проиллюстрируют данное направление.

Вариант 1

Платье-рубашка. Основная идея данного варианта заключается в постепенном изменении формы детали от традиционной к фантазийной. Детали полочек и спинки в верхней части полностью соответствуют покрою мужской сорочки, а нижние части этих деталей имеют криволинейную форму. При соединении деталей в изделие получаем интересный эффект в нижней части. Использование в такой модели подчеркнуто читаемых, характерных для данного ассортимента деталей, а именно: рубашечного воротника, застежки-планки, кокетки на спинке усиливают контраст традиционного и нового (рис. 89).

а б

в г

Рис. 89. Авторский проект платья: а – схема конструкции, б – детали конструкции,

в – вид спереди, г – вид сзади

Вариант 2

Простое, но очень выразительное по форме платье, состоящее из двух частей (рис. 90). Верхняя часть представляет собой платье традиционного, расширенного книзу силуэта. Нижняя часть – это модуль конусообразной формы. Качество формы данного варианта будет меняться при изменении пропорций верхней и нижней частей изделия, а также параметров самих деталей.

а б

Рис. 90. Авторский проект платья: а – схема конструкции, б – вид на демонстраторе

Вариант 3

Платье, которое так же состоит из лифа и юбки. Лиф достаточно традиционной конструкции. Юбка же представляет собой набор модулей в виде кругов, которые собираются определенным образом, образуя сложные драпировки по низу платья (рис. 91).

Рис. 91. Авторский проект платья: а – схема конструкции, б- вид спереди, в – вид сбоку

Задание:

Разработать и выполнить макет по теме «Платье от дизайнера». Цель работы – выполнить авторский проект платья специального назначения, используя метод макетирования. Это не означает, что нельзя использовать другие методы проектирования. Но метод макетирования должен доминировать. Этапы работы:

– выбор темы, поиск идеи,

– поиск аналогов,

– поиск приемов реализации проекта,

– освоение приемов реализации проекта,

– выполнение макета платья.

На рис. 92 представлен вариант решения темы «Платье от дизайнера».

а б

в г

Рис. 92. Проект «Платья от дизайнера»: а, б, в, г – варианты трансформации исходной конструкции платья

Заключение

В любом виде дизайна создание продукта, обладающего признаками функциональными и эстетическими, является конечной целью. Проектирование современного костюма требует от специалистов знания разнообразных приемов, методов и способов, позволяющих найти адекватное решение, соответствующее поставленной задаче. Метод макетирования, рассмотренный в данной работе, позволяет не только овладеть новой методикой проектирования костюма, но и использовать его в поиске нестандартных, оригинальных решений.

Постоянная практика в разработке моделей одежды методом макетирования позволяет приобрести навыки пространственного мышления, нестандартного подхода к решению проблемы, свободу творческого мышления, не ограниченного параметрами жестких методик.

Работая в этом направлении, студент начинает понимать истинное значение традиционного метода конструирования одежды. Ведь именно в сочетании этих двух систем кроится залог успеха авторских проектов.

В данном пособии подробно освещены вопросы традиционного макетирования, касающиеся воспроизведения базовой конструктивной формы для втачного рукава. Пошаговое изложение материала делает материал доступным к восприятию и легким к использованию на практике. Более того, освоив принцип получения объемной формы из плоского куска, студент самостоятельно может выполнять более сложные варианты моделей, в основе которых лежит традиционная, базовая конструкция.

Другая часть пособия содержит материал, позволяющий раскрыть творческие возможности. Система предложенных заданий учит свободно обращаться с материалом, экспериментировать с пропорциями, искать новое не только в форме, силуэте, но и деталях, дополнениях костюма.

В данной работе представлена лишь часть материала. Не менее интересными являются темы, связанные с вопросами получения драпировок различной сложности методом макетирования, макетирование отделочных элементов и дополнений и т.д. Разработки, которые в этом направлении также ведутся, планируется опубликовать позже.

Итак, овладение еще одним методом проектирования костюма, а именно макетированием костюма, является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Ведь чем больше инструментов в руках специалиста, тем продуктивнее его работа.

Библиографический список

1. Гусейнов, Г. М.Композиция костюма : учебное пособие / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. – 2-е изд. – М. : Издательский дом «Академия,», 2004. – 432 с.

2. Матузова, Е. М. Мода и крой / Е. М. Матузова, Р. И. Соколова, Р. И. Гончарук. – М. : 2001, – 192 с.

3. Черемных, А. И. Основы художественного конструирования одежды / А. И. Черемных. – М. : Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 144 с.

4. Чижик, М. А.Конструирование текстильных изделий : учебное пособие / М. А. Чижик., Н.О. Соснина. – Омск: ОГИС, 2003. – 164 с.

5. Connie Amaden-Crawford. The Art of Fashion Draping. / Connie Amaden-Crawford. – Fairchild Publication, 1989.


3060321774579639.html
3060350906195545.html
    PR.RU™